Все существующие подъёмно-транспортные машины можно разделить на две категории: машины циклического действия; машины непрерывного действия.
В первую категорию входят разнообразные подъемники, в том числе пассажирские, больничные и специальные лифты, а также фуникулеры. Во вторую — мультикабинные подъёмники, конвейеры и эскалаторы.
Эскалаторы обладают рядом значительных преимуществ перед другими подъемными устройствами:
Именно поэтому эскалаторы получили широкое распространение там, где пассажирский трафик особенно велик: в метрополитенах, портах, на вокзалах и т.д.
Существует общепринятая классификация, которая делит эскалаторы на два основных типа по месту установки: туннельные - в основном устанавливаются при входе и выходе на станциях метро глубокого залегания; поэтажные - используются в различных зданиях и подземных сооружениях неглубокого залегания.
Однако эти подъемные устройства можно разделить на виды по другим принципам. Например, по мобильности различают эскалаторы: стационарные - устанавливаются в зданиях и сооружениях; передвижные (самоходные и буксируемые) - используются, в частности, для посадки и высадки пассажиров на воздушных и водных судах.
Классифицировать эскалаторы можно также и по типу движения транспортного полотна. Принимая во внимание этот фактор, можно говорить о преимуществах некоторых видов эскалаторов.
В этих устройствах транспортная лента движется в заданном направлении по прямой линии. На сегодняшний день это самые распространенные в мире подъемные устройства. Персональное преимущество (помимо тех, что были указаны ранее) состоит в низкой цене эскалаторов этого вида.
Самый экзотичный тип действующих подъемных механизмов этого вида. Впервые созданные в 1906 году инженерами компании Reno Company of America, они были на многие десятилетия преданы забвению. В 1985 году были вновь открыты инженерами японской компании Mitsubishi Electric. В настоящее время используются в торговых центрах, отелях, выставочных залах. Применяются там, где необходимо максимально сэкономить полезную площадь помещения.
Более 150 лет назад в Америке был выдан патент на имя Натана Амеса. Он являлся изобретателем бесконечной лестницы-эскалатора в форме треугольника. Таким образом, один подъемник работал и на спуск, и на подъем. Однако широкого распространения этот вид эскалатора так и не получил.